Воскресенье, 28 апреля, 2024
Главная > Публикации > От Казани до Рязани…. 130 лет

От Казани до Рязани…. 130 лет

На стене вокзала висит памятная надпись: «22 декабря 1893 года от станции Шихраны отправился первый поезд по участку Шихраны-Ромоданово (Красный узел), ставший частью Московско-Казанской железной дороги, которая соединяла столицу России с центром Поволжья. Развитие железнодорожного сообщения между двумя крупнейшими регионами страны послужило мощным толчком к развитию промышленности Казанской губернии».

Любому человеку всегда особенно дороги родные места, будь то блистающая огнями столица или «забытая Богом» деревушка или совсем еще молодой город. В каждом есть свое неповторимое, особо притягательное, милое сердцу.

В июне 1890 г. в Цивильский уезд была направлена экспедиция по изысканию возможной прокладки железнодорожной линии в пределах Казанской губернии. При выборе направления дороги учитывались лесные богатства и черноземные, богатые хлебом, районы.

15 июня 1891 г. выходит распоряжение императора России Александра III, разрешающее Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги приступить к строительным работам от Рязани до Казани и отчуждать земли, потребные, для сооружения новой железнодорожной линии.

Для постройки и эксплуатации новой железной дороги было создано акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, председателем которого стал железнодорожный магнат, меценат, сын крупного капиталиста Николай Карлович фон Мекк.

Засушливый, неурожайный 1891-й год, когда население Поволжья сильно страдало от голода, оказался очень кстати для Акционерного общества, рабочим не было создано никаких элементарных бытовых условий. Они, плохо обутые и одетые, как правило, спали под открытым небом, скрываясь от непогоды под деревьями. Питание часто ограничивалось хлебом и водой. Много было больных, вместо уходивших со стройки приходили новые рабочие.

В ходе строительства дороги на территории Цивильского уезда, было принято решение о постройке станции, наиболее предпочтительной территорией оказалось селение Шихраны.

Так, появилась станция Шихраны. В 1892 г. был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное здание).

Строительство железной дороги до Свияжска было завершено в 1893 году. 22 декабря 1893 года через станцию Шихраны прошел первый состав. С этого времени начинает свою летопись станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш.

С открытием станции появился удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, появляются склады местных и иностранных купцов, строятся паровые и ветряные мельницы. Постепенно вблизи железнодорожной станции стали возводиться дома купцов и лесопромышленников: Кашинского, Абалымова, Курбатова, Мочалова и других.

Железная дорога открыла более удобный выход на всероссийский рынок товаров из Чувашского края.

В начале 1900-х г.г. станция представляла собой крупный торговый пункт, в котором действовало более 40 торговых фирм. При этом, не было ни школ, ни больниц.

В память о старом названии Канаша, в память о его прошлом, одна из улиц нашего города называется Шихраны. Начинается она от водонапорной башни (построенной в 1925 году), расположенной на II – Канаше и ведет в сторону городского кладбища.

20 августа 1920 года станция и поселок Шихраны переименованы в поселок Канаш (с чув. «Совет») в честь образования Чувашской автономной области.

В 1925 году Канаш получил статус города.

В 1926 году завершается строительство второй станции Канаш, на которую были перенесены основные грузовые работы. 7 ноября 1929 года вступила в строй первая электростанция, которая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорожную станцию, часть города и 13 близлежащих деревень.

Роль железнодорожного транспорта во время войны чрезвычайно возросла. В предвоенные годы, как и в других отраслях народного хозяйства, наша страна провела огромную работу по железнодорожному транспорту. Железнодорожники должны были поставлять большое количество угля, руды, металла, нефти, хлеба, леса и других материалов и тем самым создать необходимые условия для работы промышленности тыла, питающего фронт.

Четкая и слаженная работа железнодорожников – снабжение фронта, вывоз раненых, переброска войск – стала весовым вкладом канашцев в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Канаш – транспортный центр Чувашии и крупный железнодорожный узел страны. Его справедливо называют железнодорожными воротами республики. Через город проходят железнодорожные линии Муром-Арзамас-Казань-Екатеринбург, Рязань-Рузаевка-Канаш-Казань. По железной дороге расстояние от Канаша до Москвы составляет 750 км, до Казани – 130 км.

История, развитие и становление г. Канаша неразрывно связаны с железной дорогой.

Ежедневно через станцию Канаш проезжают сотни пассажиров из разных городов и регионов, поэтому железнодорожный вокзал по праву считается «лицом» города.

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *