В марафон воспоминаний безвозвратно ушедшего советского времени сегодня включаются экономист Нина Орлова и преподаватель музыкальной школы Владимир Кириллов. Всей редакцией мы не могли оторвать глаз от чудесно-трогательных, добрых детских фотографий замечательной женщины, счастливой мамы и бабушки. И, безусловно, мы все попали под обаяние юного Владимира.
Нину Мефодьевну вдохновила буква К:
Кинотеатры
Я тоскую по тому времени, когда в Канаше было несколько кинотеатров. В кино мы ходили очень часто – встречались, общались, обсуждали фильмы. А еще – собирали фотографии киноактеров. Старый клуб РДК, районный дом культуры, располагался на ул. Пушкина. Когда его снесли, мы бегали в кинотеатр «МИР», где на втором этаже был буфет и можно было купить лимонад и конфеты. За железной дорогой был деревянный клуб, где мы не только смотрели фильмы, но и танцевали на вечерах. Очень любили бывать в летнем кинотеатре в парке и во Дворце культуры. Замечательно, что в ДК часто приезжали артисты с концертами и театральными постановками. Сейчас такого общения очень не хватает…
Калейдоскоп
Крутить эту волшебную трубочку с разноцветными цветными стеклышками и зеркалами, разглядывать одним глазом удивительный мир причудливых узоров и красок – это было нескончаемое удовольствие! Эта игрушка была настоящей роскошью. Счастливчик выносил калейдоскоп во двор, и вокруг него тут же собирались ребята: «Дай, я тоже погляжу!» Это было восхитительно красиво и непонятно.
Книги
В нашей семье было несколько традиций, связанных с книгами. Во-первых, мы их выписывали. С каждой зарплатой шли и подписывались на собрания сочинений русских и зарубежных писателей. Красивые переплеты до сих пор украшают книжные полки. А во-вторых, каждое воскресенье, в любую погоду я брала за руки своих маленьких детей, и мы шли в детскую библиотеку. Сначала я читала им вслух, а потом они с удовольствием читали сами. Любимым детским писателем был Эдуард Успенский. И сейчас, когда нам хочется окунуться в детство, мы с радостью перечитываем забавные истории про мальчика Дядю Федора, кота Матроскина и собаку Шарика.
А Владимир Николаевич с удовольствием вспомнил мальчишечью изобретательность и смекалку в далёком, советском детстве…
Самокат
1955-й год. Барачный посёлок двухэтажных «засыпушек» сразу за забором ВРЗ. Как только подсыхала весенняя земля, в каждом дворе мальчишки начинали строить самокаты. Брали три куска доски от обшивки вагонов или обрезки из отходов древцеха завода. Размер подбирали под рост. Путём нехитрых проволочно-крючочных соединений делали подвижной одну доску относительно другой. Третья служила платформой для ног. Вместо колёс приспосабливали подшипники (благо они были везде). Сверху подвижной доски набивали руль из круглой палки, и – с грохотом вперёд, по деревянным тротуарам между домами, которые только усиливали резонанс работающих подшипников. Восторгу и гордости не было конца: сам сделал и грохочет мой самокат сильнее остальных!
Салазки
Доставали каким-то образом около трёх метров гладкой арматурной проволоки диаметром около 2-х сантиметров. Сначала сгибали этот прут пополам до конца. Получалась огромная женская шпилька для волос. Затем клали её на землю, выравнивали горизонтально земле и параллельно друг другу концы этой гигантской шпильки. Согнутую середину поднимали на себя до нужного уровня под 120 градусов относительно земли, брали её в руки вместо руля, и – снова вперёд, по жёсткому снежному насту, на склоны утоптанных оврагов и на лёд замёрзших прудов. Здесь была нужна определённая сноровка ступней ног, ведь приходилось держаться как канатоходцам на тросах. Толщина проволоки была с большой палец руки.
Самострел
Самострел был похож на арбалет, но попроще своей конструкцией. Брали всю ту же вагонную доску. Вырезали из доски форму ружья каналом вверх. Приспосабливали к концу дула лук из прута орешника с тетивой из суровой нитки, тетива натягивалась до фиксатора. Выдёргивалась она деревянным клинышком, сделанным вместо курка. Делали стрелу по размеру канала, оббивали её кончик жестью из консервной банки, брали мишени и шли за сараи. Могли часами стрелять, устраивая различные состязания. Вот так вот мы жили: весело, интересно. Это было настоящее счастливое детство!