Четверг, 2 мая, 2024
Главная > Публикации > Птица дивная

Птица дивная

Волшебная птица «Транснефть» распростёрла сильные и могучие крылья в лазорево-голубом небосклоне среди вспыхивающих белоснежных облаков, непрерывно кружась над необъятными просторами нашей страны. Осторожно коснулась своими пёрышками огненного солнца – и зарядилась необходимой энергией. Так и порхает пернатая труженица меж гнёзд, что с большим трудом сумела свить для будущих поколений: под проливным дождём и снежными метелями, студёной ночью и под жарким солнцем, на побережье холодного моря и у подножия южных гор, в непроходимой тайге и многолюдном городе – везде приложила старания, применила научные знания пернатая непоседа. Понимает птица дивная, что пролетит Она по свету и принесёт в каждый дом тепло, благополучие и счастье…

Промозглым ноябрьским утром люди устало шли по перрону незнакомого города Канаша, волоча за собой тяжёлые чемоданы. С любопытством прислушивались приезжие к мягкому курлыканью местных с вытягиванием последнего слога непонятного «пушистого» языка. «Сорок девять дней…» – удручённо думали они.

Каждые пять лет операторы товарные, как и рабочие других специальностей, обязаны подтверждать профессиональные знания, умения и навыки. Сейчас они приехали из смежных и не- смежных ОСТов крупнейшей в мире трубопроводной компании «Транснефть» в Чувашскую Республику, в ГАПОУ «Ка- нашский транспортно-энергетический техникум».

Преподаватель и куратор операторов товарных Эльмира Ильшадовна Газиева приветливо встречает мужчин и женщин разных национальностей, вероисповеданий, отличающихся по возрасту и трудовому стажу, но занимающихся в жизни одним делом, а в КанТЭТе им суждено будет стать одним сплочённым коллективом на время длительной командировки.

– Привет, Унеча, мы – Лопатино! – здоровались в аудитории, широко улыбаясь, коллеги одной из старейших веток ПАО «Транснефть» с самым добрым и гуманным названием «Дружба».

– Мы работаем в начале нашей трубы, а вы в конце, – незнакомые люди из Поволжья России и западной Брянской области сразу почувствовали друг к другу особенную близость. Магистральный нефтепровод, проложенный с 1964 года, протяжённостью более 3,5 тысяч километров, связал крепкими, прочными узами город-миллионник Самару и маленькую приграничную Унечу.

– Так! А мы Альметьевск! Мы отдаём Самаре, та – в Лопатино, чтобы качать в Унечу!

– А мы Альметьевску с месторождения качаем!

– А мы – Балтика, забираем от Унечи!

– А мы порт, экспортируем, как Унеча!

– А без нефтепродуктов вы вообще встанете! – перекрикивались ребята из разных дочерних предприятий ПАО «Транснефть», стараясь хоть каким-нибудь образом связать себя друг с другом и подчеркнуть значимость совместно выполняемой работы, словно звенья одной цепи.

Все операторы, не сговариваясь, подошли к карте, расположенной на стене одного из корпусов техникума. Каждый находил родное местоположение, называя номер своего узла, указывая одновременно место жительства и работы в маленькой красной точке. Так начинали знакомиться люди с разных АО, и странным образом наземный, подземный и подводный магистральный трубопровод, перекачивающий нефть и нефтепродукты, объединял чужих и незнакомых ещё вчера людей с разных концов нашей огромной страны, подобно крови, циркулирующей по сосудам и соединяющей разные части тела в единый организм.

Так выстраивалась прочная и неразрывная связь из взаимозависимых между друг другом разветвлённых ОСТов гигантского растения под названием ПАО «Транснефть». Так складывалась десятилетиями гармония творчества и сотрудничества – между партнёрами-грузоотправителями из мест добычи и конечными грузополучателями. А «Транснефть» – это то пышное и почтенное древо, из ствола которого и выросли крепкие дочерние ветви, одинаково выделяющие жизненно необходимый кислород – в нашем случае, называемый «чёрным золотом».

Специальность оператора товарного в нефтеперекачивающей промышленности относят не просто к рабочей. Это рабочий высокого уровня, интеллектуал, выполняющий важные и ответственные задания на начальном этапе высокотехнологичного и автоматизированного процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов. Бегущее вперёд время переводит транспортировку сырья в постоянно развивающийся процесс, требующий освоения программных комплексов, микропроцессорных систем автоматики, телемеханики. Почти все операторы имеют высшее инженерное образование. Кто не имеет, тот обязательно учится. На предприятии молодые кадры всегда поддерживают в стремлении продолжить обучение. Конкурсы «Лучший по профессии», научные работы молодых специалистов – это с одной стороны, мощные толчки для кадрового роста, с другой – неудержимое стремление постичь тонкости полного цикла производства от начального до конечного этапа.

– Итак, начнём нашу совместную работу. Наша задача – обновить уже накопленные вами знания, тщательно изучив вновь утверждённые и повторив хорошо известные вам документы, на основе которых построено выполнение обязанностей операторов товарных. А ваша – помочь нам связать «важную» теорию с «заслуженной» практикой, – мягкий взгляд опытного преподавателя Газиевой деликатно осматривает глаза сидящих за партами слушателей.

Два-три дня, и куратор уважительно называет не учеников! Нет! А коллег – по имени, отчеству, помогая в этом случае работающим людям не превращаться в школяров. Глубокое и совместное изучение рекомендаций, регламентов – федеральных и отраслевых, ГОСТов, инструкций – производственных и по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, а также чтение технических и технологических схем позволяет сопоставлять, анализировать, а значит, и лучше запомнить – вот её «конёк» как методиста. Решение основной задачи по расчёту массы нефти начинает разбирать сама, но проходит полчаса – и в глазах операторов загорается огонёк здорового соперничества! «Выполнять работу так, чтобы нравилось самому!» – жизненный девиз Эльмиры Ильшадовны.

Мудрая женщина, прекрасная мама и бабушка, много лет находит верные и нужные слова для родителей, оторванных на долгое время от дома, в этом случае – она не только чуткий педагог, она – Инженер человеческих душ. «Очередная группа, а проблемы – всегда одинаковые: общечеловеческие».

Кажется, нет вопроса по технологии перекачки нефти, на который не может дать грамотный ответ с учётом нюанса каждого путепровода или местоположения НПС опытный наставник. Будучи инженером, Эльмира Ильшадовна до тонкости знает технологию нефтепроизводства и, побывав на многих объектах МТ, с интересом рассказывает о взаимосвязи всех структур трубопроводной организации. Преподаватель мастерски использует любые наглядные пособия, макеты, тренажёры, которые представлены в мастерских КанТЭТа – обращает внимание операторов на невидимые и скрытые детали, в которых заключён основной функционал приборов и механизмов. Объяснение важных и высокотехнологических процессов простыми словами – вот главный метод преподавания инженера Газиевой. В этом её креативность: дойти до каждого винтика, рассмотреть в разрезе каждую деталь и, главное, зажечь собственной заинтересованностью своих подопечных. «Этот инженер не только знает, она стремится, чтобы узнали другие».

Время пролетает быстро, когда оно позади. Они разъедутся в Ярославль и Краснодар, Брянск и Пермь, Москву и Новороссийск. И все снова будут делать общее дело: «приводить в движение нефть, чтобы она приводила в движение всё остальное».

…А белоснежная птица небесным крылом бережно коснётся багрового солнца, легко и резво снова полетит в родную стихию созидания: производить, творить, преобразовывать!..

Елена ВОЛКОВА

Добавить комментарий

Добавляя комментарий, Вы принимате условия Политики конфиденциальности и даете своё согласие редакции газеты "Канаш" на обработку своей персональной информации. Обязательные поля помечены *